Beethoven in Rock

Совместный юбилейный проект с сайтом www.vash-berlin.com, посвященный 250-летию со дня рождения Людвига Ван Бетховена.

Все прогрессивное человечество  в лице  преданных любителей классической и рок- музыки недавно отметило эту яркую дату. 

Geburtstag композитора (День рождения по-немецки) пришелся на 16 декабря 1770 г.

Бетховен – это бессмертная классика, но Бетховен это и современная рок-музыка

Множество рок-музыкантов по всему миру исполняют музыку Бетховена и называют его "своим" парнем. «Я думаю, если бы Бетховен жил сегодня, он бы был рокером, рассекающим на мотоцикле, - говорит в недавнем фильме «Немецкой Волны» «Eine Welt ohne Beethoven?" ("Мир без Бетховена?") лидер британской группы Jethro Tull Иэн Андерсон.

На территории проекта музыка Бетховена представлена в основном, что называется, в современной обработке: рок, симфо-рок, диско, техно…  Проект продлится примерно до апреля 2021 г.

Часть I. «Танцуй, Бетховен»

Впервые Бетховен появился на рок-сцене весной 1956 г. в песне Roll Over Beethoven («Танцуй, Бетховен»). Ее исполнил (и написал) чернокожий красавчик с усиками Чак Берри - звезда раннего рок-н-ролла.

«Это здорово, потанцевать с Бетховеном и пусть об этом знает Чайковский. Но будет еще лучше, если об этом узнает местный диск-жокей» - краткое содержание песни.

К слову, еще с советских времен название песни переводили, как «Посторонись, Бетховен», чтобы подчеркнуть бунтарский характер рок-н-ролла. Но, следуя тексту, вариант «Танцуй, Бетховен» выглядит вернее.

В клипе Чак виртуозно крутит гитарой и мастерски демонстрирует свои фирменные прыжки на одной ноге и другие танцевальные номера.
Снято очень давно, а смотрится живо и сейчас. Хотя ловишь себя на мысли, что темп этого рок-н-ролла мог быть и побыстрее.
Вслушайтесь повнимательнее. В начале песни слышны мотивы начала Пятой симфонии Бетховена.

The Beatles играли Roll Over Beethoven на своих первых концертах еще в Гамбурге, а в 1963 г. записали ее на альбоме With The Beatles.
В этом ролике они исполняют песню на американской телепередаче Ed Sullivan Show

Интересную обработку Roll Over Beethoven сделал «Оркестр Электрического Света» (Electric Light Orchestra/ELO).
В начале композиции напрямую цитируются первые аккорды «Пятой симфонии», затем звучит основная тема песни с несколькими завуалированными вставками из других произведений Бетховена.

Часть II. Ода "К Радости"

Финальная часть «Девятой симфонии» Бетховена – ода «К радости» была написана в 1823 г. Спустя полтора столетия в 1972 г. она обрела статус официального гимна Совета Европы, а с 1993 г. – Европейского союза. Сегодня это фактически «Гимн Европы». Текст «Оды» написал Фридрих Шиллер. Бетховена вдохновила строфа «Люди - братья меж собой».

Бетховен стал первым композитором, который использовал в симфонии человеческий голос наряду с инструментами. Изначально ода была задумана как застольная песня друзей. Вот как звучит отрывок из нее в переводе Израиля Миримского: 

                                                     "Радость, пламя неземное,
                                                  Райский дух, слетевший к нам,
                                                           Опьянённые тобою,
                                                Мы вошли в твой светлый храм.
                                                     Ты сближаешь без усилья
                                                   Всех разрозненных враждой,
                                                 Там, где ты раскинешь крылья,
                                                    Люди — братья меж собой".

«Cимфония № 9» - последняя симфония композитора. Впервые она была исполнена в Вене в 1824 году. Оркестром дирижировал сам Бетховен, но музыки он не слышал, так как к тому времени уже потерял слух. В мире музыки есть легенда о Проклятии Девятой симфонии. Многие композиторы-классики окончили свой жизненный путь, написав каждый свою Девятую симфонию. В их числе Франц Шуберт, Густав Малер, Александр Глазунов, Альфред Шнитке… А вот американец Фил Глас успешно преодолел рубеж № 9.

К Девятой симфонии и, прежде всего, к оде "К радости" не раз обращались рок-музыканты в разных странах. Пожалуй, лучшую обработку сделал выдающийся гитарист Ричи Блэкмор из группы Deep Purple.

Володя Черноклинов из подмосковного Ногинска. Сейчас ему 18 лет.

Майами. Ресторан "Татьяна"

Оркестр Хмельницкой областной филармонии

Бетховенский «Гимн Европы» существует и в таких музыкальных стилях как хип-поп, транс, техно… Как это звучит можно послушать здесь

Часть III. "Лунная соната"

«Лунная соната» (полное официальное название Соната №14 Cis-moll, Opus 27 №2) написана в 1801 г. и посвящена Джульетте Гвиччарди. Бетховен был влюблен в нее и даже собирался жениться. Однако счастливый брачный союз не состоялся.  Джульетта вышла замуж за посредственного композитора-любителя графа Роберта Галленберга.

Свое, ныне всемирно известное название, соната получила уже после смерти автора, когда  в 1832 году поэт Людвиг Рельштаб «увидел» в музыке первой части сонаты пейзаж Фирвальдштетского озера в Швейцарии в лунную ночь.У сонаты есть подзаголовок «в духе фантазии». Композитор нарушил в ней  традиционное чередование частей «быстро-медленно-быстро-быстро» на постепенное нарастание от медленной первой части к бурному финалу. В классической современной обработке исполнители обычно следуют замыслу Бетховена, металлисты и прочие гитаристы сразу берутся за дело. 

Вариант Тины Сеткич

Тина Сеткич (Tina S) – 21 год (07. 04. 1999) - французская гитаристка. Добилась серьезного успеха в интерпретации технически сложных сольных партий таких групп и отдельных исполнителей как Van Halen, Gary Moore, Iron Maiden, Megadeth и Pink Floyd, а также в современной обработке классиков - Бетховена, Паганини, Вивальди и других мэтров.
Свою первую интерпретацию она сделала в 9 лет. Это была знаменитая Hotel California группы Eagles. В отличие от звезд прошлого, которым принесли известность концерты, радио и телевидение, Тина приобрела широкую популярность благодаря YouTube и социальным сетям.

Вариация в стиле heavy (speed) metal. Cole Rolland & Kristina Schiano

Коул Ролланд & Кристина Скиано – также представители «новой волны», которые приобрели известность благодаря соц. сетям.
Коул (Торонто, Канада) имеет более 1 миллиона подписчиков в YouTube и свыше 150 миллионов просмотров видео.
У Кристины (Бруклин, штат Нью-Йорк 23 года) около 1, 35 млн. подписчиков и также свыше 150 млн. просмотров.
Коул очень техничный гитарист, но женское очарование и непривычность образа Кристины как девушки за ударной установкой усиливает впечатление от их игры.

За роялем Себастьян Сиди (Калифорния)

Эта версия «Лунной сонаты» наиболее близка к оригиналу. Здесь речь идет, скорее, об использовании инструментария рок-музыки при исполнении классического произведения и деликатном применении рок-интонаций.
Себастьян Сиди (Sebastian Sidi) родился в Монтевидео (Уругвай). В возрасте семи лет его семья переехал в Лос-Анджелес. Себастьян убежденный самоучка. ОН НЕ ЗНАЕТ НОТНОЙ ГРАМОТЫ (Sebastian has never studied nor does he read a single note of music). Если кто переведет по-другому, путь поправят.
Начинал в 14 лет как барабанщик-самоучка. Потом научился играть на гитаре, бас-гитаре и клавишных, которые стали его основным инструментом. У него записано около десятка CD. Себастьян мало продвинут в соц. сетях. В you tube у него менее тысячи подписчиков.

Часть IV. "Для Элизы"

Эта мелодия считается по мнению многих музыковедов самым известным шедевром Бетховена. Но кому она посвящена до сих пор окончательно неизвестно. Есть несколько версий. На нотной записи пьесы написано посвящение «Элизе - 27 апреля на память от «Людвига ван Бетховена». Профессор Людвиг Ноль, обнаруживший это посвящение, так и не смог установить, о какой Элизе идет речь.

Исследователь творчества Бетховена Макс Унгер предположил, что «К Элизе» посвящена ученице Бетховена Терезе Малфатти фон Роренбах цу Децца (1792—1851), которая виртуозно исполняла его произведения. Унгер считал, что Ноль неправильно расшифровал написанное ужасным почерком Бетховена посвящение и увидел вместо Терезы  Элизу. При том, что Бетховен ухаживал за ней и собирался жениться, но получил отказ. Эту версию вроде бы подтверждает то, что автограф был найден у матери музыканта Рудольфа Шахнера, близкого друга Терезы. Но есть немало аргументов не в пользу такой трактовки.

В свою очередь берлинский музыковед Клаус Копиц полагает, что Элиза – это певица Элизабет Рёкель, сестра венского оперного певца Йозефа Рёкеля, хорошего знакомого Бетховена. А познакомились они в Вене.

Есть еще несколько версий посвящения. Например такая, что пьеса посвящена жене российского императора Александра I Елизавете Алексеевне.  Но ни одна из версий не доказана.

  • Элиза Рёкель

  • Елизавета Алексеевна

  • Тереза фон Роренбах

В предыдущих частях проекта  были представлены различные рок-версии произведений  Бетховена. Но в этой части хочется познакомить вас также и с оригиналом. Уж больно гармонично сочетаются в ролике музыка и изобразительный ряд.

Это ролик с you tube канала Людмилы Нарыжной, на котором выложено несколько десятков подобных поэтичных музыкальных зарисовок на темы классических произведений.

Во второй половине марта 2021 г. Lana Torsh выложила в you tube свою интерпретацию «Для Элизы» на синтезаторе.

Очень энергичную рок-металлическую версию «Для Элизы» предложил французский гитарист Stephane L.

На этом проект, посвященный 250-летию Людвига ван Бетховена, закончен. Но его музыка продолжается. Слушайте!